Теперь судьба едва ли не главного символа Восточного христианства – исключительно в руках турецкого президента.
Верховный суд и Госсовет дали ему карт-бланш и важный «нематериальный» аргумент в торге с православными государствами юга Европы и Россией.
"Проведите исследование, потом мы все оценим и поговорим. Собор Святой Софии туристы смогут посещать, если она станет мечетью. Как это происходит с Голубой мечетью на площади Султанахмет [в Стамбуле]. Это должна решать наша нация", - заявил турецкий лидер на заседании главного совета Партии справедливости и развития, председателем которой является сам Эрдоган.
Тем показательнее, что как раз накануне Эрдоган вместе с Путиным и Роухани участвовал в видео-конференции «сирийской тройки».
«Новая исламизация» собора Святой Софии, наряду с Ливией, может стать ещё одним камнем преткновения во взаимоотношениях Москвы с её мусульманскими партнёрами из Анкары и Тегерана.
Эрдоган ранее заявил, что хочет превратить собор Святой Софии в мечеть в качестве «надлежащего ответа» главе США Дональду Трампу, который поддержал суверенитет Израиля над Голанскими высотами.
Министр культуры Греции Лина Мендони обвинила Турцию в возрождении «фанатичных националистических и религиозных настроений», настаивая на том, что никакие изменения в объекте всемирного наследия ЮНЕСКО не могут быть проведены без одобрения межправительственного комитета организации. Заместитель директора ЮНЕСКО Эрнесто Оттоне Рамирес согласился с необходимостью более широкого одобрения в интервью греческой газете Ta Nea.
Но не менее примечательно, что эрдогановский демарш – ещё и результат «коронавирусной эрозии» мироустройства и неспособности «глобальной империи», предотвратить пандемию, когда национальные правительства вольно или невольно оказались предоставленными сами себе.
Таким образом, конфликт «мирового жандарма» и национальных суверенов – а его «вечность» обусловила, в том числе, и многие поправки в российсскую Конституцию -- по факту сходит на нет.
На смену ему приходит противостояние этих суверенов друг с другом.
Причём, притязания каждого из них на господство обосновываются апелляцией уже не к естественному праву и «общечеловеческим ценностям» (как это делал «жандарм» и его сателлиты), а к исторической правде и национально-религиозным традициям.
Ведь превращение собора Святой Софии в мечеть вполне можно рассматривать как дань уважения памяти османских предков, что никоим образом не отменяет практический смысл данного хода в борьбе новых старых империй.
Как сообщил редакции "ЖК" руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин:
«Я считаю, что это политика конфронтации с христианской Европой, которую устраивает Эрдоган. В том числе, это стремление в идеологическом плане как-то уколоть США и их нынешнюю администрацию, которая также является защитницей христианских ценностей. Также это стремление показать, что у Турции есть своя идентичность и своя традиция, в том числе связанная с захватом Константинополя и превращением собора Святой Софии в мечеть. И воплощать эти традиции турецкое руководство будет без оглядки на своих существующих и бывших западных партнеров».
При этом в своём желании восстановить историческую справедливость (точнее – воплотить в жизнь своё видение этой справедливости, ведь у христиан оно принципиально иное) Эрдоган очень напоминает американских и европейских борцов с памятниками.
Иными словами, «новая имперскость» и «новое варварство», которые, похоже, становятся главными вызовами «пост-вирусного» мира, на деле, вовсе не являются противоположностями.